Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
zina-korzina:
"Советская официальная эстрада была убога, тускла и уныла - натужная радость волосатых ВИА никак не передавалась слушателям, посему все предпочитали заграничное диско. Однако плакатно-официозные песни про БАМ, Ленина и комсомол и тем более - про войну и Победу ни у кого не вызывали томительной скуки, сопряжённой с комплексом общенародной неполноценности. Потому что это была сила! В этих песнях изначально закладывалась такая мощная энергетика, которая позволила им пережить тот общественный строй, который они обслуживали. К тому же, эти песни тоже оказывались штучным товаром - их нельзя было делать плохо. Халтурные эстрадные поделки проходили по разряду «низкий жанр» и к ним особо не придирались. А вот попробуй написать хреновую песню о Ленине! Эти песни должны были зажигать, а не просто тоскливо журчать из радиоточки. Именно поэтому большинство людей с зевотой выключали всякие «Носики-курносики», но врубали погромче официозные творения Пахмутовой. Можно было не любить Советскую Власть, но при этом восхищаться напором этих песен. Говорят, что для создания таких композиций нужна во-первых, чёткая идеология, во-вторых, вера автора в торжество данной идеологии...
"
http://zina-korzina.livejournal.com/384329.html
/// Знаете, в колхозах это тем более всерьез не воспринимали... Проще там народ. ////
Да. Думающей колхозной молодёжи в лучшие годы Советской власти больше приходились по душе русская (да и нерусская) классика. (Не подумайте, что я иронизирую - я вполне серьёзно).
/// Ну, русло-то Коваль нащупал, но до "Прощания славянки" как-то... "Пролетарии" - монотонный тяжеловатый марш, даже в качестве строевой не прижился. ///
При чём тут строй? Любой марш должен быть строевым, что ли? :)
/// Ну, маршу Коваля до Девятой Бетховена как шлягерам Крутого до Седьмой Шостаковича. ////
Коваль, Бетховен, Шостакович входят в одно множество. Крутой - побоку.
Аналогично, симфоническое творчество Шостаковича можно (хотя и с некоторым натягом) поставить в один ряд с русской классикой, следом за Танеевым. А вот, скажем, Шнитке - уже не туда.
Но я не об этом. Почему Вы отказываете лучшим вещам того времени в "гиперхроничности"? Коваль, по-вашему, устарел? А Блантер и Покрасс - устарели или ещё протянут? :)
/// Что тоже? Эти мастерски писали марш-фокстрот, как в значительной мере и Покрассы. Александров- да, это классика. Но "Пролетариям" до "Священной войны" тоже как до пояса астероидов. ///
Хорошо, допустим. А "Эшелонной" до "Священной войны"?
/// "Песня о тревожной молодости" - это, по-моему, совершенно другой стиль, традиции лирической солдатской песни. "Слушай, рабочий, война началася..." ///
Ничего подобного. Сравните с "Песней былых походов" Компанейца.
Кстати, одна из проблем позднесоветского времени - нараставшая "элитарность" серьёзной музыки, которая шла параллельно с выделением "эстрады" в отдельный сектор и отдельный жанр, в результате чего мы и имеем до сих пор, так сказать, две культуры.
//При чём тут строй? Любой марш должен быть строевым, что ли?//
Потому что "Пролетарии" это именно строевая песня по стилю и нашла свою нишу в том, что ее включали в набор маршей во время первомайской и ноябрьской демонстраций. Она уже полвека никого никуда не звала и сейчас не зовет. Что общего у американского офисного планктона с шахтерами Воркуты?
//Коваль, Бетховен, Шостакович входят в одно множество.//
В Союз Композиторов?
Речь идет о конкретном произведении Коваля.
//Но я не об этом. Почему Вы отказываете лучшим вещам того времени в "гиперхроничности"? Коваль, по-вашему, устарел? А Блантер и Покрасс - устарели или ещё протянут?//
Повторяю: я говорю не за всего Коваля, а конкретно за "Пролетариев". Кто эту вещь записал в лучшую того времени? Она лучше "Авиамарша"?
Блантер и Покрасс(ы)- у них были разные произведения. Об удачных произведениях спорить не имеет смысла, потому что они живут, что бы о них ни сказали. А "С нами поет вся страна", которая чуть ли не в каждой советской энциклопедии - это сезонное произведение, и сам Блантер сейчас бы это подтвердил. Даже на фоне "В путь-дорожку дальнюю" она теряется. Кстати, "В путь-дорожку дальнюю" не стареет.
//Хорошо, допустим. А "Эшелонной" до "Священной войны"? //
У нас уже рейтинг?
Эшелонная - это не марш, а протяжная солдатская лирика, она в другой номинации.
//Ничего подобного. Сравните с "Песней былых походов" Компанейца.//
Простите, с каких пор Компанеец - это название жанра???
Это тоже лирическая солдатская песня, только на сайте обработка в маршевом исполнении (видимо, требовался оптимизм), причем в марш она плохо укладывается. Ее бы под гитару - "...Потому что нам нельзя без песен, Чтобы в сердце не забрадась плесень..." э-ээ, не так: ..."И сегодня, как прежде, сердце Пылает боевым огнём! "
//Примерно то же нужно сказать и о песне 20-30-х гг. Конечно, они полузабыты.//
Да речь то не о "песне 20-30-х", а о том, что произведения этой эпохи в разной степени удачны.
"Авиамарш" будут петь всегда, например. Да и Блантера будут всегда петь, только гражданскую лирику его будут петь конца 30-х, сороковых, а вот по 20-началу30-х будут петь из Блантера в основном то, что в те времена совершенно напрасно относили к мещанству. Потому что король танго и фокстрота. Даже "Слона и рыбку" будут помнить.
Если бы "С нами поёт вся страна" исполнил Утёсов в каком-нибудь фильме, как драматический актёр (т.е. от лица комедийного персонажа), восприятие песни могло быть совсем другим. В песне (в тексте и в мелодии) угадываются вполне определённые элементы иронии и юмора - которые просто "не прозвучали" в существующих хоровых исполнениях.
Песню "С нами поет вся страна" я почему-то перепутал с песней "Молодость" (..много славных девчат в коллективе...).
Так что вышеприведённое замечание (насчёт исполнения Утёсовым)относится к песне "Молодость" - но, естественно, никак не может быть отнесено к обсуждавшейся выше песне "С нами поёт вся страна"! Здесь уже действительно другой жанр, для Утёсова вряд ли подходящий.
Обе песни Блантера, обе практически одного времени.
В мелодическом отношении та и другая вполне удачны.
Только хотел написать, что "С нами поет вся страна" не смогла бы повторить "Молодежи". :-)
А "Молодежь" у поколения 30-х была, кстати, куда популярнее "Пролетариев". Потому что она написана на ее музыкальном и стихотворном языке.
Из песен формата "Стройотряда" можно вспомнить "Песню о встречном" Шостаковича, "Идем, веселые подруги" Дунаевского.
И с ней до победного края
Ты, молодость наша, пройдешь,
Покуда не выйдет вторая
Навстречу тебе молодежь.
И в жизнь вбежит оравою,
Отцов сменя.
Страна встает со славою
Навстречу дня.
"Формат" пахмутовского "Стройотряда" не дотягивает до песен 30-40-х гг в первую очередь по мелодике. С так называемой "ритмикой" всё в порядке, на этот ритм вполне можно было бы написать запоминающуюся мелодию. Но вот мелодии-то как-таковой и не получилось! Практически все известные исполнения "Яростного стройотряда" где-то "на грани" декламации - но не пения. Попробуйте сыграть "Яростный стройотряд" без пения, просто на баяне или аккордеоне - звучать будет довольно неинтересно, вряд ли тут помогут какие-то формально выстроенные аккорды (и даже оркестровка). Сравните, например, с лишь немного более ранней пахмутовской песней "Не расстанусь с комсомолом". Разницу просто нельзя не заметить, у этой песни определённо есть мелодия (а не только "ритмический рисунок"). Не зная ни слова этой песни, даже и не зная заранее, что это именно песня (а не оркестровый марш), любой человек может вполне адекватно воспринять и даже запомнить мелодию "Не расстанусь с комсомолом". Но "Яростный стройотряд" как мелодия (т.е. без пения и без текста) такой проверки не выдерживает.
//Практически все известные исполнения "Яростного стройотряда" где-то "на грани" декламации - но не пения. //
Это не единственный советский прорыв в сторону рэпа.
"Я, ты, он, она, вместе-целая страна..."
//Попробуйте сыграть "Яростный стройотряд" без пения, просто на баяне или аккордеоне - звучать будет довольно неинтересно//
Простите, но песню про яростный строй гитар на баяне действительно не исполняют. Неподходящий для этого инструмент. А "Священную войну" на гитаре как-то не принято, и никто не в этом не видит какой-то "процедуры проверки".
Разновидности мелодекламации (в том числе называемые "рэпом") вряд ли могут быть "столбовой дорогой" развития песни.
Мелодекламация когда-то была лишь исполнительским приёмом, т.е. на самом деле вовсе не была "жёстко заложена" композитором в саму нотную партитуру (например "Куплеты болельщика" из оперетты Богословского "Одиннадцать неизвестных").
Но появились песни, которые композитор специально написал так, что их можно было ТОЛЬКО "декламировать" (например уже упомянутая "Я, ты, он, она - вместе целая страна"). Воспринималось это как агрессивное изгнание мелодии из песни, песня на глазах превращалась в детсадовскую "речёвку".
И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности".
/// Простите, но песню про яростный строй гитар на баяне действительно не исполняют ///
Да инструмент тут и ни при чём.
Если угодно пример с гитарой.. Романс "Отцвели уж давно хризантемы в саду" будет прекрасно звучать без слов на гитаре. :)
Прохожему:
/// И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности". ///
Вот и я о том же!
В этом смысле многое из позднесоветской песенной музыки намного ближе к современной "эстраде", чем к 30-50-м гг.
Морозову:
///Об этом уже как-то был разговор. По моему, все очень просто. Но я могу еще раз пояснить. ///
Пожалуйста. Разговор я припоминаю, но мог что-то и забыть.
//Разновидности мелодекламации (в том числе называемые "рэпом") вряд ли могут быть "столбовой дорогой" развития песни. //
А кто сказал, что это мейнстрим?
И кто сказал, что не мейнстрим - это плохо???
"Воспринималось это как агрессивное изгнание мелодии из песни"
Я что-то не видел, кем это так воспринималось. Слушатели воспринимали даже очень хорошо, да и песня патриотичная.
//И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности". //
Как не соотносится? Преемственность именно в феномене музыки духовного порыве, который мы не отмечаем ни на западной коммерческой эстраде, ни в западной гимново-маршевой музыке, ни даже в западном тяжелом роке.
Если Вы полагаете, что в 60-х должно было быть какое-то переходное звено, то надо отметить, что в СССР не было массовой свинговой молодежной музыкальной культуры, как переходного периода. "Товарищ" Иванова, на мой взгляд, это, скорее проникновение каких-то элементов рока в эстраду 50-х. Хотя вещь, конечно, очень удачная.
/// Я что-то не видел, кем это так воспринималось. Слушатели воспринимали даже очень хорошо, да и песня патриотичная ////
Так "Любэ" тоже воспринимается многими. И оч-чень патриотич-чно...
/// Как не соотносится? ///
Уже не один раз говорили, и я здесь же, выше, что песня (да и не только песня) 1930-50-х писалась внутри большой общеевропейской классической традиции (с поправками на национльные особенности, естественно).
Далее, люди одного круга, а зачастую и впрямь одни и те же люди исполняли, условно, "Песню о Щорсе" и романсы Глинки и Чайковского, пели в опере и оперетте.
С 60-х мы имеем прогрессирующее разделение музыки на полуэлитарную классику и эстраду. Соответственно, на эстраде появляется безголосье. Затем обратный процесс - под безголосье пишутся песни. Чего тут не понять??